Основатель айкидо Морихеи Уесиба


Морихеи Уесиба
Морихеи Уесиба

Ученик Сокаку Такеда Морихеи Уесиба стал известен миру, как основатель популярного боевого искусства – айкидо.

Уесиба с раннего детства и на протяжении всей жизни увлекался двумя, в некотором роде несовместимыми (особенно, для европейского ума), вещами – религиозной философией и боевыми искусствами.

В молодости изучал традиционные техники владения мечом, а также дзю-дзюцу. Принимал участие в войне с Российской империей 1904 – 1905 годов в качестве простого солдата. После войны Уесиба поселился на острове Хоккайдо, где встретился с Сенсеем Сокаку Такеда. Такеда преподавал древнее боевой направление – Дайто-Рю Айки-дзюцу, которое в наше время считается основным источником техник айкидо. Дайто-Рю отличалось высокой прикладной эффективностью, а бойцы, владевшие этим направлением, легко побеждали противника (даже, если он был вооружен) без применения грубой физической силы.

С 1936 года Уесиба начинает поиски форм и названий для своей собственной школы единоборств, которая, в конце концов, получила название айкидо. Несмотря на мирное название, школа Морихеи Уесибы до начала Второй Мировой войны сохраняла лучшие традиции боевой эффективности, полученные Уесибой от Такеды. Не каждый ученик выдерживал нагрузки, предлагаемые в додзе Уесибы. Однако, те, кто успешно постигал науку Дзигоку Додзе (название «дьявольская школа» прочно закрепилась за Додзе Уесибы из-за высокого травматизма и сверхчеловеческих нагрузок), сами становились известными мастерами единоборств. Среди наиболее известных учеников Уесибы того периода нужно отметить Годзо Сиода, чья система Айкидо Есинкан считается наиболее близкой к истинно боевому искусству и используется японской армией и полицией в наши дни. Также интересен эпизод с участием основателя дзюдо Кано Дзигоро, в поединке с которым Морихеи Уесиба продемонстрировал полное превосходство. По просьбе самого Кано, несколько лучших его учеников перешли в Додзе Уесибы.

Вскоре после начала войны, Морихеи Уесиба перестал преподавать боевые искусства, переехал в сельскую местность и занялся земледелием. В это время Мастер размышляет о месте воинского искусства в истории человечества, общается со своим духовным наставником Онисабуро Дэгути (который проповедовал ненасилие и духовное перерождение в рамках традиционного синтоизма). В литературе описан эпизод того времени, когда после поединка с неким офицером (который был вооружен мечом, но не смог даже приблизиться к безоружному Уесибе), Морихеи почувствовал духовное озарение. В последствии, он часто говорил, что воинское искусство должно приносить людям мир и гармонию.

Считается, что уход Уесибы от распространения боевого искусства выражал протест против военных действий, которыми был охвачен мир в середине двадцатого столетия. После окончания военных действий, Морихеи Уесиба возвращается к преподаванию, и миру открывается айкидо в его сегодняшнем виде. Синтез высокоэффективных техник Дайто-Рю, религиозных практик синтоистского направления Омотэ-Кё и личных озарений О Сенсея (Великого Учителя) сделали айкидо уникальной системой. Ее используют для изучения приемов самозащиты во всем мире, также айкидо – это путь развития духовности. Благодаря искусству Уесибы, японская культура получает поклонников во всем мире, а древнее искусство, доступное лишь избранным самураям, распространяется повсеместно, даря людям здоровье и уверенность в своих силах.

Морихеи Уесиба умер в возрасте 85 лет, оставив после себя много учеников и несколько школ айкидо (некоторые из них уделяют внимание боевой эффективности, некоторые основам духовности и здоровья, а в целом, каждый человек, занимающийся айкидо, может найти в нем то, что он ищет).

Морихеи Уесиба в старости
Морихеи Уесиба в старости