Миямото Мусаси


Миямото Мусаси сражается с двумя деревянными мечами

Миямото Мусаси сражается с двумя деревянными мечами

Легендарнейшая личность, знаменитый мастер меча периода Токугава. Мусаси стал легендарным еще при жизни, и во многих рассказах о нем трудно порой отделить правду от лжи. Родился Миямото Мусаси в 1584 г. в деревне Миямото в провинции Харима (сейчас это провинция Хёго). Его полное имя Синмэн Мусаси-но-ками Фудзивара-но Гэнсин. «Мусаси» - название местности, «но-ками» - «благородный человек», а «Фудзива-ра» — это имя рода, который был известен в Японии около тысячи лет назад. "Бэн-но-сукэ" - так называли мальчика в детстве. Отцом его был Синмэн Му-нисай, большой мастер меча и дзиттэ, его называли «главным мастером боевых искусств Японии». В молодости Миямото также изучал технику боя с дзиттэ. В реальном бою техника дзиттэ имела определенные ограничения и позже Мусаси стал практиковать работу с двумя мечами, длинным и коротким. Именно они и принесли ему славу непобедимого мастера.

Мусаси было семь лет, когда не стало его отца (покинул ли тот семью или был убит, на этот вопрос нет определенного ответа). Вскоре умерла и мать Миямото, и его воспитанием занялся дядя по материнской линии, священник.

В тринадцать лет (!) он выходит на поединок с опытным самураем Аримой Кихэем, учеником школы Синто-рю, который изучал искусства меча и копья. Как гласит легенда, мальчик свалил опытного воина на землю и, когда тот делал попытки встать, бил его палкой по голове. В результате у Кихэя пошла кровь горлом, и он умер.

В этом месте необходимо дать некоторое разъяснение. Дело в том, что 13-летний Миямото Мусаси, вероятно, сильно отличался от современных тринадцатилетних детей: Японию захлестнула волна междоусобных войн, это вызвало небывалый спрос на военных и случаи, когда 12-13-летние подростки уже могли считаться "приобщенными" к воинской традиции были широко распространены. Многие из них в 15 уже шли в свой первый бой.

В следующий раз Мусаси дрался на дуэли в шестнадцать и победил самурая по Тадасима Акияма. Позже Мусаси странствовал по стране, участвовал в поединках и шесть раз был на войне. Как уже говорилось, Мусаси прославился техникой использования в поединке двух мечей, длинного и короткого. Свою школу он называет Нито-рю (школа двух мечей), хотя в поединках с опытными противниками Мусаси не использовал одновременно оба меча.

До пятидесяти лет Мусаси странствовал по стране, совершенствуя свою технику и выработывая собственный стиль. Он чуждался общества, не заводя семью и занимался только своим искусством, направляя все свои силы на поиски просветления на Пути меча, совершенно не щадя себя. Часто голодный и бедно одетый, он путешествовал по всей стране под дождем и снегом. Боясь, что враги застанут его врасплох без оружия, он не ходил в баню и вид у него постоянно был "неухоженный и свирепый".

Он прошел мясорубку в битве при Сэкигахара, в которой Иэясу разгромил войска Хидэёси, став сёгуном Японии, воевав в рядах армии Асикага за Хидэёси, выжив в трехдневной резне, унесшей жизни семидесяти тысяч человек.

В двадцать один, он отправился в Киото, чтобы отомстить клану Ёсиока, которые были учителями кэндо в доме Асикага. Дело в том, что Мунисай, отец Мусаси, часто гостил при дворе Асикага и его вызывали на дуэль три представителя из клана Ёсиока, одного из которых он так и не победил. Скорее всего, этим и воспользовался Мусаси, избрав объектом кровной мести Сэйдзиро, главу семейства. Они встретились за городом. У Сэйдзиро был настоящий меч, а Мусаси взял деревянный. Атакуя, Мусаси поверг противника на землю и жестоко избил его. Сэйдзиро домой унесли слуги, но не выдержав позора, он обрил макушку головы, признав себя недостойным звания самурая. Второй брат Сэйдзиро, Дэнситиро вызывает Миямото на дуэль. Мусаси намеренно опоздывает к назначенному времени, заставляя соперника нервничать, а затем первыми ударами деревянного меча проламывает тому голову. В третий раз Мусаси вызывает младший брат Сэйдзиро, Ханситиро, совсем еще подросток. Мусаси явился на место задолго до назначенного времени, спрятался и стал ждать. В назначенный час появился мальчик в сопровождении свиты вооруженных слуг, в боевых доспехах с решимостью победить Мусаси. Мусаси не показывался, выжидая. Когда все решили, что Мусаси покинул город, испугавшись дуэли, он внезапно выбежал из засады и зарубил подростка. Прорубаясь двумя мечами одновременно, он прошел сквозь кольцо нападавших и убежал.

После этих ужасных событий Мусаси скитался по Японии, став легендой своего времени. Мы встречаем упоминание его имени в хрониках, дневниках и народных преданиях по всей стране от Токио до Кюсю. До двадцати девяти лет он провел больше шестидесяти поединков и победил в каждом из них. Самое раннее письменное упоминание о Мусаси содержится в «Хронике двух небес» («Нитэн-ки»), составленной одним из учеников Мусаси вскоре после его смерти. В 1605 году, когда имели место поединки с представителями семейства Ёсиока, Мусаси посетил храм Ходзоин на юге Киото. Здесь он сражался с Оку Ходзоином, учеником дзэнского мастера Хоина Инэя. Ходзоин изучал поединок на копьях и был явно не чета Мусаси, который дважды победил его с помощью короткого деревянного меча. После этого Мусаси некоторое время жил при храме, изучая новую технику и общаясь с монахами, которые практикуют искусство поединка на копьях вплоть до наших дней. Интересно отметить, что вначале слово осе (буддийский священник) означало «учитель копья». Находясь в провинции Ига, Мусаси встретил воина по имени Сисидо Байкин, который в совершенстве владел цепью и серпом. Пока Сисидо размахивал своей цепью, стараясь улучить момент, чтобы ударить Мусаси, тот выхватил кинжал, сделал резкий выпад вперед и пронзил грудь противника. Наблюдавшие за поединком ученики Сисидо бросились на Мусаси, но он обратил их в бегство, виртуозно размахивая двумя мечами в четырех направлениях. В Эдо воин по имени Мусо Гоносукэ пришел к Мусаси, чтобы вызвать его на поединок. Б это время Мусаси был занят изготовлением лука, но тут же принял вызов и, подняв свои недоделанный лук, показал гостю, что готов использовать его в качестве меча. Гоносукэ с настоящим мечом в руках сделал стремительный выпад в сторону Мусаси, но тот уклонился и ударил его по голове своей легкой палкой. Гоносукэ испугался и убежал. Однако не все встречи Мусаси с мастерами боевых искусств заканчивались поединками. Говорят, что однажды Мусаси встретил на улице известного самурая Ягю Хёго, племянника не менее знаменитого Ягю Тадзима-но-ками. Хотя Мусаси и Хёго до этого ни разу не виделись, они сразу же узнали друг друга и после короткого разговора стали друзьями. Хёго пригласил Мусаси в свое имение, где они пили сакэ и играли в го, как старые знакомые. Мусаси гостил у Ягю Хёго довольно долго, но два великих мастера ни разу не скрестили мечи. Впоследствии Мусаси так высказывался об этой встрече: «То, что я сразу узнал Хёго, было таинственным действием ума, без причины и цели. Почему мы не вызвали друг друга на поединок? В этом не было необходимости, потому что мы безмолвно постигли равенство нашего мастерства». Эта встреча напоминает другую встречу равных, встречу Будды и его ученика Кашьяпы, в ходе которой Будда показал цветок, а Кашьяпа с пониманием улыбнулся. Позже, странствуя в провинции Идзумо, которая всегда славилась мастерами боевых искусств, Мусаси обратился к господину Мацудайра с просьбой разрешить ему поединок с самым сильным из его слуг. Было решено, что против Мусаси выйдет человек с двухметровым деревянным шестом. Мусаси использовал два деревянных меча. Поединок проходил в саду библиотеки господина Мацудайра. Мусаси загнал противника на ступени веранды, подался вперед, угрожая нанести ему удар в лицо, и когда тот принял защитную стойку, ударил его одновременно по обеим рукам. Тот выронил свой шест. К удивлению собравшихся, господин Мацудайра тоже вызвал Мусаси на поединок. Мусаси стал оттеснять его в сторону тех же ступеней, на которых только что победил предыдущего соперника. Господин Мацудайра яростно пытался сдержать натиск, но Мусаси неожиданно сломал его меч пополам «ударом огня и камней». Господин поклонился Мусаси, признав свое поражение, и после этого Мусаси некоторое время гостил у него на правах учителя. Но самая известная дуэль с участием Мусаси состоялась в 1612 году, когда он находился в городе Огура в провинции Бундзэн. Его противником был Сасаки Кодзиро, молодой воин, создавший сильную фехтовальную технику цу-бамэ-гаэси («ласточкин заслон»), моделью для которой послужило движение хвоста ласточки в полете. Кодзиро был слугой господина провинции Хосокава Тадаоки (этот примерный самурай своего времени послужил прототипом вероломного Бунтаро в романе Джеймса Клавелла «Сёгун»). С помощью другого слуги, которого звали Нагаока Сато Окинага и который в свое время был учеником отца Мусаси, господину Тадаоки было подано прошение разрешить поединок Кодзиро и Мусаси. Тадаоки удовлетворил прошение и назначил поединок на восемь часов утра следующего дня. Местом поединка должен был стать небольшой остров, находящийся в нескольких милях от Огура. Накануне поединка Мусаси покинул свое временное жилище и переехал в дом Кабаяси Таро Дзаэмона. По городу распространились слухи, что Мусаси боится утонченной техники Кодзиро и собирается бежать из города. На следующий день в восемь часов Мусаси спал так крепко, что хозяин дома не мог его разбудить, пока не пришли официальные представители от господ, собравшихся на острове. Тогда Мусаси встал, выпил воду, которую ему принесли, чтобы он умылся, отправился прямо на берег и сел в лодку. Сато Окинага, работая веслами, направил лодку в сторону острова. Тем временем Мусаси, подвязав рукава кимоно бумажными веревочками, принялся вырезать деревянный меч из запасного весла, которое было в лодке. Закончив вырезать меч, он улегся на дне лодки, чтобы отдохнуть. Когда лодка приблизилась к берегу, Кодзиро и почтенные господа, собравшиеся, чтобы наблюдать поединок, были удивлены тем, что они увидели. Непричесанный, с полотенцем, повязанным вокруг головы, и длинным веслом в руках, Мусаси спрыгнул в воду и бросился к. месту поединка. Кодзиро обнажил свой длинный меч, изготовленный прославленным мастером Нагамицу, и отбросил в сторону ножны. «Ты прав, ножны тебе больше не понадобятся!» — выкрикнул Мусаси, налетая на противника со своим веслом. Кодзиро вынужден был нанести удар первым, но Мусаси одним движением отразил меч и ударил его по голове. Падая, Кодзиро напоролся на собственный меч и скончался. Увидев, что поединок закончен, Мусаси поклонился собравшимся и сразу же побежал обратно к лодке. В некоторых вариантах истории говорится, что когда Кодзиро упал, Мусаси попятился, бросил весло, выхватил оба своих меча и с криками ликования принялся размахивать ими в воздухе. Приблизительно в это время Мусаси перестал пользоваться в поединках боевыми мечами. Никто больше не сомневался в его непобедимости. В дальнейшем Мусаси посвятил себя поиску глубинного понимания Пути меча. В 1614 и затем в 1615 годах он снова воспользовался возможностью поучаствовать в военных действиях и штурме крепости. Сёгун Токугава Иэясу осадил крепость Осака, в которой засели восставшие сторонники Асика-га. Мусаси присоединился к армии сёгуна как в зимней, так и в летней кампаниях, на этот раз воюя против тех, на чьей стороне он был в битве при Сэкигахара. По словам Мусаси, он постиг суть стратегии в 1634 году, когда ему было пятьдесят или пятьдесят один. В этом же году он поселился в Огура вместе со своим приемным сыном по имени Иори, который был беспризорным мальчишкой, пока Мусаси не подобрал его во время странствий в провинции Дэва. Впоследствии Мусаси больше ни разу не покидал остров Кюсю, а Иори поступил на службу к Огасавара Тададзанэ и в составе его армии подавлял восстание японских христиан в Симабара в 1638 году. Мусаси провел в Огура шесть лет. В 1640 году он принял приглашение господина Тада-тоси Хосокава и поселился в его замке Кумамо-то. Здесь Мусаси провел несколько лет, занимаясь преподаванием фехтования и рисованием картин. В 1643 году Мусаси отправился жить в горную пещеру Рэйгэндо, где за несколько недель до смерти, 19 мая 1645 года, написал для своих учеников «Книгу пяти колец». Впоследствии Мусаси был известен в Японии под именем Кэнсэй, что означает «бог меча». Вызывает особый интерес вопрос о том, был ли Миямото Мусаси лично знаком с Такуа-ном Сохо. Хотя не существует письменных документов, подтверждающих прямое влияние Такуана на Мусаси, есть легенды о встрече этих двух героев своего времени. Создается впечатление, что Такуан со своим глубоким пониманием дзэн и искусства меча лучше, чем кто-либо другой, мог вдохновить Мусаси на неустанные поиски совершенства за пределами техники. В пользу этой гипотезы говорит и то, что Мусаси и Такуан являются уроженцами одних мест: Мусаси родился в деревне Миямото, которая находится по другую сторону горы от места рождения Такуана, деревни Идзуси. Кроме того, Такуан был на двенадцать лет старше Мусаси, и поэтому Мусаси мог встретить Такуана в ходе своих скитаний. Это особенно вероятно, если принять во внимание, что Такуан, в отличие от других буддийских монахов, всегда проявлял интерес к боевым искусствам. Многие из друзей Такуана лично знали Миямото Мусаси. Так, Такуана связывала дружба со многими представителями семейства Хосокава, в частности, с Тадатоси Хосокава (1585-1641), в имении которого Мусаси неоднократно бывал, а в конце своей жизни прожил целых три года (1640-1643). На этом мы заканчиваем наш короткий экскурс в историю жизни Мусаси. Хотя достоверно о нем известно очень мало, для многих важны не столько исторические факты, сколько легенды об этом человеке. Уже в период Токугава непобедимый Мусаси стал героем пьес театра Кабуки, а в современной Японии он больше всего известен по многотомному роману «Мусаси», который выдержал множество переизданий и экранизаций. В то же время для пожилых японцев одними из самых ярких воспоминаний являются радиоспектакли по этому роману, пользовавшиеся огромной популярностью во время второй мировой войны. Возможно, Мусаси занимает особое место в сердцах японцев потому, что он был последним в своем роде, олицетворением перехода от искусного воина эпохи «Воюющих царств» к бюрократу-ученому эпохи Токугава