Воспитание мальчиков

Японский язык по лексике и грамматике весьма отличается от китайского языка и своей письменности до определенного исторического периода не имел. В VI и VII столетии китайский язык был привнесен в Японию вместе с другими элементами китайской цивилизации и буддийской религией. Позже китайские иероглифы стали использовать в японской письменности. Однако китайский язык не имеет изменяемых окончаний в словах, поэтому для записи китайских слов подходят неизменные по форме иероглифы. В то же время японский язык имеет изменяемые окончания, и чтобы их обозначить (наряду с характерными только для японского языка служебными словами приходилось использовать китайские иероглифы по их звучанию вне зависимости от их значения. Таким образом китайские иероглифы в японских текстах стали использовать двояко: по их значению для обозначения знаменательных слов и по их звучанию (вне зависимости от значения) для обозначения служебных слов и грамматических окончаний. Постепенно иероглифы, используемые фонетически, в написании упрощались и на их основе были созданы японские азбуки. По-японски старались писать в основном скорописью, используя сокращенные и видоизмененные формы иероглифов, по-китайски же писали, используя уставные формы иероглифов. Одной из целей школ для мальчиков из самурайских семей было научить их читать китайские тексты, используя правила грамматики японского языка. Поскольку порядок слов в китайском и японском предложениях различается читать по-японски иероглифы в китайском тексте приходилось в ином порядке, чем они там появлялись, добавляя характерные для японской грамматики окончания, т.е. так, чтобы текст звучал по-японски. Тексты были из китайской классики и конфуцианских сочинений. Их содержание и формировало типичное самурайское сознание, к этому добавлялось чувсвто почтительности к вышестоящим, необходимость соблюдения церемоний, и сильное чувство превосходства по отношению ко всем лицам несамурайского сословия. Большое значение придавали обучению каллиграфии. Учили также правилам этикета, поведению в присутствии вышестоящих, поведению за столом и, конечно, владению оружием. Во многих поместьях были школы, которые посещали все, кроме сыновей высокопоставленных самураев, таких как даймё и самого сегуна - для них обучение было частным. В одних школах посещение занятий было обязательным, в других - нет. Обучение начиналось с шести лет и могло продолжаться до тридцати, если ученик был способным. К этому времени он уже сам обучал младших мальчиков. Однако, основное обучение вели профессиональные учителя. Общая схема была такова - короткие индивидуальные занятия или тестирования сменялись серьезной подготовкой и тренингом. Читался также курс лекций по общим дисциплинам. Школа преследовала одну цель - не уронить достоинства ученика в присутствии товарищей, которые могли занимать более низкое социальное положение. Хотя ученики сдавали экзамены, и те, кто сдавал их успешно, получали награду, учителя старались не поощрять конкуренцию, стремление к ней считалось нежелательным в людях, которые должны были жить в строгом сословном обществе. Заметим, что мальчики действительно хорошо учились в школе, потому что им нравилось заниматься и получать награды. Никакой материальной выгоды они не имели, ибо маловероятно, что неспособность и невежество лишили бы их хорошего места, поскольку имевшиеся у правительства оплачиваемые должности не предзначались для тех, кто не был вне вассальных отношений с местным феодалом. Хуже было женщинам, которые могли быть отвергнуты мужьями, если не отвечали их требованиям. В этой связи они, несмотря на отсутствие школ, должны былихорошо изучать свои обязанности. Начиная обучение так рано, самураи прививалидетям преданность, уважение к начальству, учили их достоинству и соблюдению приличий, учили судить о поведении человека по моральным стандартам и ни в коем случае - по успеху в обществе, справедливо относиться к тем, кто стоит ниже по социальной лестнице. Многие из учеников впоследствии преуспевали на службе, осмотрительно принимая решения, и приобретая хорошие навыки административной работы.