Подготовка самураев

Подготовка самурая начиналась с раннего детства. Согласно японским духовным и культурным традициям, идея и мысли первичны по отношению к материи и физическому телу. Соответственно, воспитание духовных качеств воина считалось более важным, чем физическая подготовка. Уже в возрасте 4 – 5 лет будущему самураю отец вручал его первый дайсё – пару маленьких деревянных мечей. Ребенок должен был обращаться с ними, как с настоящим оружием. Дети с раннего возраста помогали взрослым в домашних делах, выполняя посильную физическую работу. Прежде всего, это делалось с целью воспитать в мальчике чувство долга, терпение и способность служить. Побочным эффектом домашней работы было укрепление тела. Духовная подготовка самураев включала религиозные практики (синтоизм и буддизм мирно сосуществовали, часто семья равно чтила традиции этих религий).

Непосредственно физическая подготовка самурая была очень разнообразной, включала в себя упражнения со всеми видами оружия, борьбу без оружия, верховую езду, плавание (в том числе, в доспехах), и многое другое. Следует отметить, что в отличие от европейской культуры, развитая мускулатура не была самоцелью, а японские воины специально не выполняли упражнения по увеличению мышц. Более того, эталон атлетичности в японской традиции носит отличный от европейского эталона характер. Для наглядности этого, представьте себе европейского культуриста и японского бойца сумо. Все движения в японских боевых искусствах исходили из хара (физический центр тяжести человека, находится чуть ниже пупка), соответственно, воин учился эффективно использовать массу своего тела при каждом ударе или броске. Сильный хара развивался, прежде всего, медитативными техниками.

Японский воин имел благородное происхождение, поэтому в битве, прежде всего, старался использовать оружие (что было недоступно простолюдинам). Овладевать искусством владения мечом будущие самураи начинали с тренировок на боккенах (деревянных мечах). Для успешного использования меча воин должен был иметь сильные руки, в частности, большое внимание уделялось предплечьям. Для развития силы предплечий было распространено следующее упражнение:
- в положении стоя воин брал боккен за конец рукояти одной рукой (деревянный меч, как и его настоящий аналог, имел большой вес и предназначался для двуручной хватки). На вытянутой руке воин совершал круговые движения мечом, при движении вниз позволяя оружию двигаться под влиянием силы притяжения, а движение вверх совершалось силой предплечья. Движения совершались в обе стороны по максимальной амплитуде. Кроме тренировки предплечий (развитие силы и растягивание связок), за счет выполнения на вытянутой руке, статическое напряжение получали мышцы плеча (дельтовидная мышца).

Следует отметить, что кэн-дзюцу (искусство владения мечом) уделяло огромное внимание правильному удержанию меча. Воин всегда держал меч на вытянутых руках прямо перед собой (остальные стойки являются переходными). Хватка осуществлялась мизинцами и безымянными пальцами обоих рук, другие пальцы лишь придавали оружию нужное направление. Именно исходя из этого, одним из распространенных наказаний воина было отрубание мизинца – без этого пальца воин не мог полноценно использовать меч. Это наказание сохранилось до сегодняшних дней в среде японкой мафии – якудза, которая чтит некоторые средневековые традиции самураев. Именно из техники владения мечом происходит техника правильного захвата противника при борьбе без оружия, особенно хорошо сохранившаяся в современном айкидо. Для развития хватки и тренировки пальцев и предплечий воины использовали различные упражнения, например, лазание по канатам и перетягивание канатов.

Развитие мышц тела воина происходило при тренировке ударов мечом (либо другим оружием), а также, при отработке навыков борьбы без оружия – дзю-дзюцу. В древности тренировки по дзю-дзюцу проходили в условиях, приближенных к боевым. Из защитного покрытия использовались только циновки из жесткого сена, да и то, не всегда. Один из первых навыков, который тренировал каждый будущий воин с отроческого возраста, это техника мягкого падения. Эта традиция сохранилась и в наши дни, ведь современные тренировки по дзю-до, айкидо и дзю-дзюцу начинаются с тренировок укэми (мягкого падения).

Чаще всего, броски и падения в японских боевых искусствах амортизируются при помощи ухода в кувырок. Если укэми невозможно, применяется жесткое падение с отбивкой от пола. В любом случае, после падения воин должен быстро сгруппироваться и принять боевую позицию. Тренировка падений и кувырков сама по себе является прекрасной разминкой перед любыми занятиями, чередование падений и подъемов укрепляет мышцы, усиливает координацию и адаптирует кровеносную систему и вестибулярный аппарат воина к повышенным нагрузкам. Перекаты через спину прекрасно массажируют мышцы и суставы, улучшая их подвижность.

Тренировка кувырков обычно начинается из положения сидя, выполняются кувырки вперед и назад с выходом в стойку сидя на одном колене. Из положения стоя выполняются кувырки (с добавлением бокового) с выходом в стойку в положении стоя. Стойки, как сидя, так и стоя, должны выполняться лицом к предполагаемому нахождению противника (выбирается произвольно). После тренировки мягких кувырков воин приступал к отработке жестких отбивок при падении. В положении стоя самурай совершал падение в разные стороны (самостоятельно, или под влиянием толчков партнеров), при падении, для амортизации, использовался жесткий отбив рукой о землю. Отбив совершался одной или двумя руками, за мгновение или одновременно с касанием земли всего тела. После падения воин быстро группировался при помощи серии перекатов, и принимал боевую позицию сидя или стоя.

Таким образом, тренировка падений и перекатов выполняла целый ряд функций: разминка и тренировка мышц и суставов, развитие координации, тренировка навыка сохранения способности к продолжению борьбы после падения.